rubeenpl

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Что такое АУТИЗМ?

Аутизм - от латинского слова autos - сам, погружение в себя. Аутизм нельзя определить, пока ребенок находится в утробе матери. Его симптомы становятся видны только после рождения: малыш не проявляет оживления, почти не реагирует на близких, не улыбается... Когда такого ребенка берут на руки, он не выказывает никаких эмоций и часто кажется глухим или слепым.

Обычно признаки аутизма в полной мере проявляются между 1,5-3 годами.

Причины аутизма

Медицина находит несколько факторов влияющих на развитие аутизма у детей. Прежде всего - это наследственность. Недавно ученые обнаружили ответственную за болезнь аутизма мутацию, локализованную в гене HOXA-1, который регулирует раннее развитие мозга. Также играют врожденные биологические факторы, такие как мозговая дисфункция, хромосомные аномалии, обменные и иммунные нарушения.

Стоит отметить, что через гены передаётся лишь наследственная предрасположенность к заболеванию, а вот развитие аутизма происходит под воздействием вредных факторов, например, родовой травмы, асфиксии при родах, инфекционные заболевания, краснуха, менингит, энцефалит.

Аутизм у мальчиков развивается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Самые первые признаки раннего аутизма:

Ребенок не может говорить или соотнести слово с объектом, избегает смотреть в глаза даже собственной маме. Имеет странные привычки и игры, которые занимают его часами, например, он может рассматривать предметы, расположенные друг за другом под разным углом зрения и это может занимать у малыша очень много времени, до двух часов совершенно спокойно. Или, например, может выстраивать предметы в одну линию (а не складывать пирамидку) и эта игра точно так же может занять у него огромное количество времени.

Такого ребенка невозможно заставить что-то сделать или хотя бы попросить – он не реагирует на простейшие просьбы. Малыши с аутизмом не подражают взрослым, не показывают пальцем то, что они хотят получить, а просто плачут, свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. никогда не обращаются за помощью, не любят, когда его ласкают и отличаются большой избирательностью в еде.

Чем дальше, тем больше проблем с самосознанием. Ребенок - аутист не понимает границ своего тела, не воспринимает других людей и не видит, что происходит вокруг. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»)

Он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает.

Очень часто родители делают одну ошибку: когда ребенок пытается им что-то невнятно сказать, родители начинают нервничать и говорить: «Вот пока не скажешь нормально, что ты хочешь, ничего не получишь!». А ребенок – аутист нормально сказать не может, он и так делает все возможное, старается, а после таких слов попросту замкнется в себе и Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому необходимо за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения:

Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.), настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.);

Тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предмет в руках;).

Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом

Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство

Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.

Ограниченное поведение — узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.

Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к ранениям самогочеловека, например, укусы самого себя.p;

Детям-аутистам бывает сложнее уснуть, они могут часто просыпаться среди ночи и ранним утром. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют” Для того чтобы не дать ребенку лишиться его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром. С этой целью рассмотрим перечисленные группы в их последовательности — от самых тяжелых к более легким. Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы,— это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг. Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка. Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Что делать родителям

Самое главное - не отчаиваться. Предпринимайте все возможные меры: как можно раньше обратитесь к детскому психиатру, начните коррекционную работу. В настоящее время существует большое количество самых разных методик, при помощи которых ребенка можно будет адаптировать к нормальной жизни. Не забывайте: ваш малыш - особенный, он нуждается в постоянном общении, ему следует уделять больше внимания и заботы, чем обычным деткам. Да, диагноз аутизм не всегда дает столь радужный прогноз, но иногда этот диагноз скрывает гения. Может быть, и у вас растет маленький гений, который очень нуждается в помощи? Ребенок-загадка, которого надо понять, принять и постараться приспособить к окружающему миру, развивая его способности. Аутистов отличает особая страсть к упорядочиванию и великолепная память, у них ярко выражена способность к программированию.

Они способны, например, за пару дней по исходным кодам овладеть компьютерным языком. Для обычного человека подобное практически невозможно, и это подтверждают профессиональные программисты.

Врач-психиатр УЗ «Ляховичская ЦРБ» Тупальская А.Н.

Мы на карте

г. Ляховичи, пер. Пушкина, 7